Каждый ребенок обладает музыкальным мышлением, и это мышление можно развивать.
Оно прогрессирует тогда, когда ребенок слушает музыку, учится управлять звуками и делится мыслями по этому поводу с окружающими.
Обучение музыке начинается с умения прислушиваться к звукам. Да-да, именно так, хотя вам, наверное, кажется, что окружающие вас звуки не особенно музыкальны. Тем не менее, они дают представление о ритме, высоте звука, о тоне и мелодии (если речь идет о пении птиц).
Кстати, умение слушать улучшит способность малыша различать похожие звуки, а это играет важную роль в разных видах обучения, особенно в обучении чтению и иностранному языку.
Да, если вы сами не обладаете выдающимися музыкальными способностями, вы все равно сможете научить вашего ребенка слушать музыку.
Чтобы ребенок начал активно слушать и прислушиваться, ему необходимо в этом упражняться. Очень полезна такая игра. Попросите ребенка закрыть глаза и не подглядывать. Сделайте что-нибудь, и пусть малыш попробует по звукам угадать, что именно вы делаете. Например, вы можете: перевернуть страницу журнала, включить фен, сосчитать монеты, хлопнуть в ладоши, постучать ложкой о стакан, карандашом об стол, щелкнуть выключателем, причесаться, передвинуть стул. Пусть ребенок расскажет вам о том, что услышал, а потом поменяйтесь ролями. А потом предложите ему придумать новые задания, которые можно узнавать по звукам. Так, положите что-нибудь в банку или коробку и потрясите. Задача малыша — угадать по звуку, что это и из чего сделано.
Купите кассету или компакт-диск с записью разных звуковых эффектов, и пусть ребенок определяет, что это за звуки. Кстати, вы можете и сами создать такую кассету, записав домашние звуки, звуки улицы, звуки природы.
Еще один увлекательный способ развития умения слушать. Сходите вместе со своим ребенком на «звуковую прогулку». Это значит, что вы оба будете внимательно прислушиваться ко всему, что вас окружает. После возвращения домой постарайтесь вспомнить все звуки, которые слышали, и поговорить о них.
Музыкальное мышление развивается, когда ребенок слушает музыку, создает музыку и откликается на нее.
Напойте ребенку хорошо знакомую ему мелодию или песенку, и пусть он попробует узнать ее и, если сможет, напеть. Потом поменяйтесь ролями.
Если с ранних лет у ребенка есть возможность слушать разнообразную музыку, включая классическую и этническую, это закладывает основание для дальнейшего развития музыкального мышления.
Первый музыкальный инструмент вашего ребенка — это его тело. Когда вы будете слушать музыку вместе со своим малышом или петь ему, отстукивайте на его руке или ладони ритм. Поиграйте с ним в дирижера и покажите ему, как размахивать руками.
Напойте малышу или выстучите ритм. Начните с простого ритмического рисунка, а затем усложняйте его. Попросите ребенка повторить ритм. Чем точнее он это сделает, тем лучше. Он может отбить ритм на столе или хлопая в ладоши.
Поощряйте ребенка двигаться под музыку и танцевать. У детей обычно это хорошо получается, и им это нравится. Когда малыш это делает, в движении участвует все тело. Предложите ему сначала прослушать музыку целиком, а потом уже танцевать. Покажите, как хлопать, топать и петь под музыку. Попробуйте вместе со своим ребенком потанцевать под разные типы музыки, например, классическую, джазовую или поп-музыку, военные марши и барабанный бой, танго, вальс и музыку для балета.