Хотя развивать лингвистическое мышление никогда не поздно, быстрее всего оно развивается в раннем возрасте, поэтому нужно начинать сейчас, пока мозг юн и восприимчив.
Лучше всего это можно сделать, задавая ребенку простые вопросы, которые являются приглашением к общению: «Что ты сегодня сде-лал(а)?, «Что интересного случилось?».
Вот основные ступени развития лингвистического мышления.
Базовое лингвистическое мышление: ребенок понимает простые слова, говорит простыми предложениями, обладает основными навыками общения.
Развивающееся лингвистическое мышление: словарный запас постоянно расширяется, ребенок может рассказать сказку, пошутить, малыш учится основам чтения и письма.
Хорошо развитое лингвистическое мышление: ребенок читает ради удовольствия и обучения, пишет для различных людей и с различными целями, уверенно общается в разнообразных ситуациях.
Лингвистическое мышление развивается и тогда, когда ребенку предоставляют время и возможность выражать мысли словами.
Иногда, если малыш затрудняется, вы можете ему ненавязчиво помочь. Например, задайте ему вопрос, побудите говорить и рассказывать, что происходит с ним и у него в голове, и позвольте ему самостоятельно определять, много или мало сказать.
Ребенок должен слушать речь, обсуждение случившегося за день, разговоры обо всем новом и интересном, рассказы о прошлом и настоящем. Очень полезны колыбельные, народные сказки, сказки детских писателей, религиозные рассказы.
Важно не просто говорить с ребенком, а говорить связными внятными предложениями. Тогда у ребенка появляется больше возможностей слушать, учиться и строить свою речь по показанной ему модели.
Помогите ему, расширяя его фразы.
Например...
Ребенок: Хочу пойти!
Мама: Ты хочешь пойти с мамой в парк аттракционов?
Ребенок: Кошка устала.
Мама: Кошка устала и прилегла отдохнуть под креслом.
Поддерживайте осмысленный разговор со своим малышом. Беседы на те темы, которые интересуют ребенка, необходимы для его интеллектуального развития. Не торопитесь сами отвечать на вопрос, который задали малышу. Давайте ему время на размышление.
Говорить с ребенком бывает нелегко. Помогайте ему участвовать в разговоре на равных, не стремитесь захватывать ведущую роль. Относитесь к нему с таким же уважением, какое вы оказываете другим людям. Это поможет вам лучше слушать и понимать друг друга.
У вас есть огромное преимущество перед ребенком — ваш богатый жизненный опыт. Вы знаете много тем для разговоров и много ответов. У малыша тоже есть свой опыт, правда небольшой. У вас получится замечательный диалог, если вы поделитесь друг с другом тем, что увидели сегодня днем. Вы можете превратить это в увлекательную игру. Например, когда вы вместе идете в магазин или в парк, старайтесь быть внимательными и обсуждайте все, что вы видите и слышите. Побуждайте ребенка говорить. Вы можете это сделать с помощью следующих вопросов: «Расскажи мне об этом поподробнее», «И почему она так сделала?», «Как это получилось?», «Понятно...», «Правда?», «Да, а дальше?», «А ты?», «И как это было?», «Чем они похожи?», «Чем отличаются?», «Объясни мне, почему...», «Что это значит?» и др.
Важно говорить с ребенком четко и ясно. Если вы говорите неразборчиво, невнятно, так же будет говорить и ваш ребенок.