Конечно, каждый ребенок индивидуален. И тем не менее существуют «золотые ключики» — слова и фразы, с помощью которых вы можете помогать малышу открывать свои таланты. Для каждого возраста ключики свои.
От 1 года до 1,5 лет
В этом возрасте ребенок начинает отделять себя от мира. Он прекрасно различает звуки и запахи. Малыш интересуется всем, что происходит вокруг. Ему хочется все потрогать, понюхать, полизать и попробовать «на зубок». Так как в основе обучения — активный интерес, то именно в этом возрасте формируется способность к обучению.
Ваша задача — поддержать стремление ребенка к познанию. Предоставьте ему возможности играть, чувствовать, узнавать. Разрешайте ему свободно передвигаться по квартире и детской площадке, брать в руки разнообразные предметы. Естественно, при этом вам необходимо позаботиться о безопасности малыша.
Постарайтесь быть спокойными, если ребенок попросит вас в двадцатый раз включить свет, радуясь такому чуду — лампочке, или если он в десятый раз ставит кубик на кубик и разрушает башню. Дайте малышу возможность насладиться процессом познания нового.
Постарайтесь сохранить в ребенке стремление к познанию и любознательность. Тогда вы поможете своему малышу избежать многих проблем школьного возраста.
Ключевые слова:
Я тебя люблю всегда: когда ты активен и когда ты спокоен.
Мне нравится, как ты растешь.
Ты можешь пытаться что-то сделать в игре столько раз, сколько тебе нужно.
РАЗВИВАЕМ МЫШЛЕНИЕ
Когда малыш начинает учиться говорить, в развитии его мышления наступает новый этап. Теперь к улавливанию смысла через телесное восприятие предметов присоединяется овладение им через название. Обратите внимание на то, когда малыш впервые скажет про себя «я», — это будет означать, что он начинает превращаться в маленького мыслителя.
Сегодня никто не сомневается во взаимосвязи развитых двигательных навыков и высокой способности к обучению. Предлагаю вам упражнения, которые помогут развить интеллектуальные способности вашего чудесного ребенка через двигательную активность. Уверена, что ваш малыш получит от них удовольствие.
Когда ребенок научится уверенно ходить, предложите ему заняться строительством домов и городов из коробок.
В один тазик насыпьте чистую гальку, в другой — мелкий песок, в третий налейте воды. Опускайте малыша голыми ступнями в каждый тазик на 1—2 минуты.
Глядя на отражение в зеркале, покажите ребенку нос, рот, уши, глаза и по нескольку раз повторите их названия.
Возьмите несколько разных пар носков и перчаток, перемешайте их и, доставая вещи по одной, предлагайте малышу найти пару.
Поставьте перед ребенком тарелку с кипяченой водой. Держа его руку своей, медленно поднесите ложку с водой ко рту малыша (сначала правой, затем левой рукой).
Пощекочите малыша кисточкой для рисования, помпоном, кусочком меха. Дождитесь, пока он жестом или звуком попросит вас повторить действие.
РАЗВИВАЕМ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
Окружающая обстановка, богатая формами и цветом, является предпосылкой развития творческих способностей.
- Познакомьте малыша с репродукциями картин великих художников. Сначала выбирайте простые сюжеты (пейзаж, портрет, натюрморт с небольшим количеством деталей), а по мере того как малыш взрослеет — более сложные.
- Как можно раньше начинайте с малышом рисовать. Помните, что рисование — это приятное и полезное занятие, поэтому обязательно выделите время в вашем распорядке дня. Знакомство с красками начните с рисования абстрактных картин валиком на большом листе бумаги. Можно положить лист бумаги в крышку от настольной игры, окунуть маленький мячик в краску и вместе с ребенком наклонить крышку несколько раз в разные стороны.
МАЛЫШ И МУЗЫКА
Музыка — удивительное явление. Разная музыка пробуждает в нас разные эмоции и чувства. Она заставляет нас грустить, радоваться, смеяться, плакать, мечтать, двигаться... Маленькие дети особенно восприимчивы к музыке. После рождения музыка, которую слышит малыш, становится частью его мира. Она может влиять на настроение ребенка.
Детям младше 3 лет не рекомендуется слушать грустную и тревожную музыку. Для них больше подойдут веселые мелодии. Такая музыка, по мнению психологов, способствует хорошему настроению и оптимистичному восприятию окружающего мира.
Соберите коллекцию кассет или дисков с записями детских песенок. Не забудьте про колыбельные.
Малышам очень полезно слушать классическую музыку. Гармония и богатство оттенков, которыми она обладает, помогут маленькому слушателю научиться ценить истинную красоту, сформируют хороший вкус и музыкальный слух.
Для первого знакомства больше всего подойдут произведения Моцарта. Психологи определили, что его музыка оказывает положительное влияние на развитие детской психики, творческих способностей и интеллекта. Возможно, секрет в том, что Моцарт начал писать, когда ему было всего 4 года, и поэтому перенес в музыку детское восприятие мира. Детям больше всего нравятся «Маленькая ночная серенада», «Турецкий марш», а также композиции из опер «Волшебная флейта», «Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро».
Другой композитор, который обязательно понравится вашему малышу, — это П. И. Чайковский. Дайте ребенку послушать «Детский альбом» и «Времена года». Пусть он пофантазирует. Эти произведения погружают в особый мир, в котором открываются большие просторы для воображения. Если у вашего малыша игривое настроение, включите ему фрагмент из какого-нибудь балета, например из «Спящей красавицы», «Щелкунчика» или «Лебединого озера». Кстати, ваш малыш, наверняка, с удовольствием потанцует.
Помните о том, что маленькому ребенку может быть сложно сосредоточиться и внимательно слушать незнакомые произведения. Помогите ему! Помаршируйте вместе с ним под ритмичную музыку или просто покажите, как можно под нее танцевать. Фантазируйте вместе с ним, на что она похожа: вот подул ветерок, вот пошел снег, а здесь выглянуло солнышко... Постарайтесь заинтересовать малыша, и тогда он научится не только слушать музыку, но и слышать ее!
В период от 1 года до 2 лет ведущее место занимают задания на развитие музыкальных сенсорных способностей — на различение высоты, силы, тембра, длительности звука.
- Для этого нужно организовывать игры со звучащими музыкальными игрушками, детскими музыкальными инструментами.
- Ребенок уже может подпевать, воспроизводить мелодии. Малыш в это время осваивает простейшие игровые действия и танцевальные движения: хлопки в ладоши, полуприседания («пружинка»), вращение кистями рук.
- С 1,5 лет детям поют песенки спокойного, плясового, маршевого характера.
- Любимые игрушки малыша тоже могут участвовать в музыкальных занятиях. С ними крохе будет веселее.