Создание музыки
Малыш может сам «создавать музыку» при помощи деревянной ложки, маршировать под музыку или подпевать в такт.
Пойте песни вместе с ребенком. Начинайте с простых колыбельных песенок, затем переходите к народным или популярным песням, праздничным. Предлагайте петь с вами или подпевать певцам в теле- или радиопередачах.
Попробуйте вместе сочинить песенку. Выберите какое-нибудь стихотворение и прочитайте его нараспев или спойте.
Вот еще один способ подпитывать заинтересованность малыша в музыке. Разговаривая с ребенком, некоторые фразы можно распевать, как это делают в мюзиклах, например, «Ты меня слышишь? Иди обедать». Предложите малышу петь вам в ответ.
Поиграйте с ним в игру «Как звучит вода». Для этого поставьте в ряд несколько стаканов с разным количеством воды. Постучите по каждому из них карандашом или ручкой. Тон звука будет разным в зависимости от уровня воды. Вслушайтесь в звучание, а потом попробуйте проиграть простую мелодию и спойте, подстраиваясь голосом под звуки.
Купите несколько музыкальных игрушек или инструментов, чтобы ребенок на них играл: свисток, ксилофон, бубен...
А кроме того, практически любой предмет может стать музыкальным инструментом, например, деревянные ложки, чашки и миски. Создайте собственный музыкальный инструмент из подручных материалов и попробуйте извлечь из него разнообразные звуки, а также аккомпанировать на нем себе, когда поете.
Как обсуждать с ребенком музыку
Музыку слушают для того, чтобы получать от нее удовольствие. Правда, иногда для этого нужно прослушать какой-нибудь музыкальный фрагмент или произведение несколько раз.
При знакомстве ребенка с музыкой нужно следовать простым правилам: музыка должна быть несложной, с ясной мелодией и четким ритмом, не очень продолжительной и звучать довольно часто. В любом музыкальном произведении можно найти особенно интересные отрывки, которые вы и ваш малыш будете с удовольствием прослушивать снова и снова и обсуждать.
Эти вопросы вы можете задавать своему ребенку, чтобы побудить его говорить о музыке:
Откуда доносится звук? Это близко или далеко?
Это громкий звук или тихий? Мягкий или жесткий?
Это высокие или низкие звуки?
Что ты чувствуешь и что представляешь себе, когда слышишь эту музыку?
Что тебе нравится и что не нравится в музыке?
После прослушивания музыки покажите ребенку несколько картинок или открыток. Спросите его, какая из них больше всего подходит к услышанной музыке. Попросите выбрать картинку и объяснить, почему он ее выбрал.
Существует множество способов наслаждаться музыкой, и ваш ребенок обязательно найдет тот, который ему подходит больше всего, и обнаружит ту музыку, которая ему больше всего нравится. Возможно, ваши музыкальные вкусы не совпадут. Не расстраивайтесь, ведь пристрастия малыша со временем изменятся, и то, что он отвергает сегодня, он может принять завтра.
Задача родителей — подбадривать и поощрять его. Обычно ребенок впитывает то, что слышит. Он постигает язык музыки точно так же, как родной язык: постоянно слышит его дома и общается на нем с кем-то из взрослых.
Постарайтесь научить ребенка получать от музыки удовольствие. Как сказал замечательный дирижер Леопольд Стоковски: «Необязательно понимать музыку. Главное — уметь ею наслаждаться».