Умение слушать не менее важно, чем умение говорить. Оно необходимо для нормального развития познания и речи. Умение внимательно слушать поможет научиться читать, а также будет способствовать развитию других форм мышления.
До шести лет практически все, что ребенку известно, он узнает на слух. Этот же способ восприятия информации будет ведущим и в школе.
Нередко люди смешивают смысл слов «слушать» и «слышать». Слушая, ребенок должен воспринимать и понимать информацию, которая содержится в услышанном.
Очень важно проверить слух ребенка. Заболевания слухового аппарата, а также не замеченные вовремя серные пробки могут привести к частичной потере слуха. Проверьте слух вашего малыша в клинике. Проблемы со слухом можно определить и самостоятельно. Обратите внимание, как ребенок реагирует на громкие звуки, как откликается на свое имя.
Если вы хотите, чтобы малыш умел слушать, вы должны уметь слушать его. Чтобы показать, что вы слышите ребенка, вам нужно реагировать на его слова.
То, что малыш вас не слушает, легко определить по следующим признакам: он вертится, ерзает, взгляд блуждающий или отсутствующий.
Чтобы научить ребенка слушать, предоставляйте ему возможность регулярно слушать песни, инструментальную музыку, участвовать в играх, где необходимо обращать внимание на звук или петь, вместе с вами слушать и обсуждать радио- и телепередачи, рассказывать о том, что ему нравится слушать, например, о любимых песенках или сказках.
Помогайте ребенку развивать наблюдательность. Пусть он пробует определить, какие звуки он слышит и чем они отличаются друг от друга.
Вам понадобится диктофон. Это замечательное средство для развития способности ребенка слушать. Дети обожают слушать свой голос в записи. Воспользуйтесь этим и запишите, как ваш ребенок рассказывает стихотворения или поет песенки.
Поощряйте склонность ребенка подражать — это развивает внимательность к деталям.
К четырем-пяти годам у ребенка должны быть сформированы навыки слушания в следующих областях:
Различение на слух: различать первые звуки, которые могут изменять значение слова, например: Т — Д — П в словах «тень» — «день» — «пень»; различать слова, которые начинаются с одинакового звука, например: «суп» — «сок» — «соль».
Слуховая память: удерживать в памяти и выполнить хотя бы три указания. Например, войти в комнату, взять плюшевого мишку и положить его на стол.
Понимание на слух:уметь уловить смысл услышанного. Например, после прочитывания ребенку сказки он должен суметь ответить на такие вопросы, как «Как звали главного героя? Чем он занимался?»
Эти игры могут помочь малышу научиться слушать и слышать. (Также загляните в раздел «Как развивать музыкальное мышление ребенка».)
Найди рифму
Прочитайте вслух отрывок из детского стихотворения, напойте часть колыбельной или известной детской песенки. Не произносите последнего рифмующегося слова — попросите ребенка подыскать его.
Испорченный телефон
Эта игра для группы детей.
Усадите их в круг. Прошепчите на ухо первому ребенку слово или фразу так, чтобы никто не слышал. Малыш должен будет пересказать это соседу, и так по кругу. Последний в круге произносит эту фразу вслух. Изменилась ли фраза, и если да, то как?
Слушай и повинуйся!
Ребенок должен запомнить несколько указаний и выполнить все правильно. Например: «Слушай меня внимательно! Иди на кухню и принеси оттуда ложку, по дороге открой дверь в спальню, погладь кошку, закрой дверь».
Чтобы играть было веселей, предложите малышу представить, будто он робот или джинн из волшебной лампы.
Если ребенок все сделает правильно, поменяйтесь с ним местами.