В четыре года ребенок уже может строить предложения из 5—6 слов. Речь становится инструментом для познания окружающего мира. Ребенок употребляет все больше синонимов и антонимов. Его словарный запас составляет около 2500 слов. Словотворчество все еще находится в интенсивной фазе, но постепенно меняет свой характер: перед построением нового слова ребенок производит в уме довольно сложный анализ.
К четырем годам родители уже должны прекращать «работать переводчиками». Речь вашего ребенка должны понимать не только вы, но и посторонние люди. Если ваш ребенок посещает детский сад или группу дошкольного воспитания, то ему приходится общаться со сверстниками и воспитателями. И если работники детских учреждений вынуждены его переспрашивать по несколько раз, когда он обращается к ним с той или иной просьбой, то вам пора познакомить ребенка с логопедом.
К пяти годам ребенок должен уметь правильно согласовывать слова в роде и числе. Он должен уметь образовывать и видоизменять слова, составлять предложения, правильно пользоваться предлогами. Словарный запас — около 3000 слов. В пять лет у ребенка еще могут «не складываться отношения» с буквой «р».
Ребенок свободно говорит на родном языке, поет песенки, рассказывает сказки и играет в словесные (речевые) игры один или с родителями и друзьями.
Его мозг сформирован на 90% и органы речи хорошо развиты.
Однако качество и беглость речи во многом зависят от того, насколько тепло и заботливо относятся к ребенку родители.
Что нужно делать родителям
Вы должны следить не только за тем, чтобы словарь вашего ребенка пополнялся новыми словами, но и уточнять слова, которыми он постоянно пользуется, но имеет неточное представление о предмете, который обозначает данное слово. Нередко дети не дифференцируют такие предметы, как борода и подбородок; табуретка, скамейка и стул...
Но даже если ребенок знает слово и правильно соотносит его с предметом — ваша задача еще не выполнена. Малыш должен пользоваться словом, употреблять его в речи. Если ребенок употребляет новое слово непринужденно и по смыслу, значит, оно действительно вошло в его активный словарный запас.
Развитие речи у близнецов
В результате того, что близнецы много времени проводят вместе, у них формируется так называемая автономная речь: предметы и действия они обозначают только им понятными звукосочетаниями. Это мешает им общаться с остальными членами семьи и в конечном итоге может привести к задержке речевого, а вместе с ним и общего развития.
Иногда родителям приходится взять себе за правило не выполнять просьб близнецов, пока они не будут высказаны на нормальном языке.