Разве уже пора?
Наверное, вы удивились, найдя в оглавлении этот раздел. Как можно учить малыша, которому меньше трех лет, чтению?
Конечно же можно! Проверено на собственном опыте. После веселых занятий моя дочка начала читать, едва ей исполнилось 3 года. Однако сам процесс чтения не стоит углублять и форсировать до 3—4 лет. Очень важно, чтобы малышу хотелось учиться и занятия доставляли ему удовольствие! Насильственное обучение может очень сильно повредить малышу.
Если ваш кроха сумеет прочесть название на обложке или на витрине магазина, вы с полным правом сможете гордиться своим чудом. Главное — сделать ребенка Читателем, а это очень кропотливый и трудоемкий, процесс, занимающий уйму времени. Вам придется подбирать подходящий детский текст и переписывать его для малыша крупным шрифтом, потому что книг, написанных интересно, но при этом буквами размером 8—9 см, просто-напросто нет. Буквы меньшего размера годовалому, двух- и трехлетнему малышу читать не следует, чтобы не «посадить» зрение.
Занятия чтением с пеленок
Методика раннего развития Глена Домана была апробирована на больных детях и дала ошеломляющие результаты: немые стали говорить, глухие — слышать, слепые — видеть. Когда ее применили для развития и обучения здоровых детей, результаты превзошли все ожидания. Интеллект этих детей стал стремительно развиваться. По этой методике скорость чтения практически равна скорости мысли.
Методика Глена Домана эффективна только в период роста мозга—до 7 лет, и особенно в первые три года. Если вы будете обучать своего ребенка по этой методике, то он уже в самом раннем возрасте приобретет навык скорочтения, который сохранит на всю жизнь. К тому же у малыша будет развиваться память. Он научится без труда запоминать и анализировать огромное количество информации.
Мнение известного американского специалиста в области раннего развития Глена Домана, который рекомендует заниматься чтением с 3 месяцев, до сих пор многим российским родителям кажется американской любовью к сенсациям.
Но на самом деле учить понимать письменную речь можно именно в 3 месяца, при этом четко понимая, какие вы ставите перед собой задачи. Если вы не начали заниматься по этой методике раньше, не огорчайтесь. Можете начать и когда вашему малышу уже исполнился годик.
Итак, обучая кроху письменной речи, вы преследуете следующие цели:
развиваете его правое полушарие и связи между правым и левым полушарием, а также учите разговаривать и распознавать значение слов;
играете с малышом и приучаете его весело учиться;
изучаете своего ребенка и знакомитесь с его индивидуальным восприятием.
Если однажды вы заметите, что ваш малыш узнал и понял слово, — прекрасно. Но имейте в виду, что потом кроха может неправильно его показать, даже не потому, что не узнал, а просто центр показа еще не скоординирован с центром понимания. Не нужно проверять ребенка. Точной информации вы все равно не узнаете, а вот жажду познания убить можете.
Итак, как учить малыша читать?
Ваша задача — передать малышу информацию о том, что существует не только устная, но еще и письменная речь. Не торопитесь, у вас есть масса времени. Празднично вводим одно слово, а потом долго готовимся к введению второго!
Но перед этим вам нужно изготовить набор карточек со словами (на каждой карточке — одно слово, написанное крупными печатными буквами).
Недостаточно просто показывать карточку малышу. Вводя слово, нужно задействовать все органы чувств малыша. Он должен это слово видеть, слышать, чувствовать, трогать, нюхать, радоваться ему и смеяться от счастья.
Например, на карточке — слово СВЕТ. Его нужно будет подавать, ярко включая свет и подобрав специальное музыкальное сопровождение. Кроха должен чувствовать, что лампочка светлая и теплая.
Теперь вводим слово ФЕН. Обдуйте ребенка воздухом из фена, дайте его потрогать, устройте из показа представление, делайте это весело и быстро.
Любые слова, которые вызывают негативную реакцию или даже равнодушие, удаляются из нашего словаря.
ТИГР — подберите мягкую игрушку, которую можно трогать, магнитофон при этом должен весело рычать.
БАХ — трогаем самую гремящую кастрюльку, весело бьем крышкой — это должен быть праздничный, даже цирковой показ!
ВОДА — демонстрация происходит на каком-то отдельном кране или в момент купания. Перед каждым купанием под душем вводите слово ДУШ. Но нельзя пугать малыша грохотом или слишком сильной струей воды — все должно происходить постепенно.
Лучше не задействовать телевизор и компьютер. Отложите этот момент. А пока можно маркером писать слово на картоне и по нескольку раз в день устраивать представление. Придумывайте новые короткие слова, которыми у вас в доме будет называться какой-нибудь необыкновенно звучащий предмет, музыкальная шкатулка или поющая кукла.
Пусть музыкальная шкатулка получит имя ВАРЯ, и мы будем спокойны, что два слога русской речи ВА и РЯ у нас уже работают. И всего-то этих слогов, из которых состоит ваша речь, — полторы сотни, т. е. можно уложиться в семьдесят ярких слов.