Для детей развивающие игры - это стартовая площадка для творчества. Они дают питание для ума. Самостоятельность деятельности до «пика возможностей» приводит к успеху.
Игры создают свободу радостного творчества, исключают принуждение. При этом взрослые тоже воспитывают в себе сдержанность, терпение, способность принимать взвешенные решения. Ребенок
в играх познает цену своей неординарности на собственном опыте. Он развивает интеллектуальные качества: внимание, память, умение осуществлять поиск зависимостей и закономерностей; классифицировать и систематизировать материалы; способности к комбинированию, пространственное воображение, представление и т. д. Взрослым необходимо быть участниками этих игр, оживлять их рассказами, сказками, придумывать, фантазировать вместе с ребенком.
Детские игры в этом возрасте могут быть трех видов: игра-исследование, игра-конструирование и сюжетно-ролевая игра.
Ребенок, взяв предмет, ломает, вскрывает его, разделяет на составные части. Дети не могут оставаться равнодушными к вещам, которые они видят, ими владеет какая-то беспокойная потребность взять предмет в руки и заняться его исследованием. Но эти так называемые деструктивные (разрушительные) игры — не хулиганство, не стремление портить вещи, это познавательные игры. Ребенок хочет проникнуть в скрытый механизм вещей, в их внутреннее строение. Поэтому не ругайте малыша за то, что он сломал игрушку. Просто старайтесь давать ему прочные, которые нелегко разрушить. Для того чтобы ослабить интерес к деструктивным играм, направьте детскую активность на созидательную, так называемую конструктивную, игру.
Это игры с песком, кубиками, лепка.
В конце второго года жизни все большее значение для развития ребенка приобретает сюжетно-ролевая игра. Малыш копирует окружающую его жизнь во всем ее многообразии. Игра усложняется, становится сюжетной с последовательными действиями. Например, мальчик берет машинку, нагружает ее, заводит мотор, везет груз, издавая при этом звуки, похожие на шум мотора. Играть, не отвлекаясь, он может в течение 15—20 минут.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Ваш малыш, наверняка, очень любит игры, развивающие ловкость, быстроту, он старается постоянно двигаться и преодолевать препятствия. Он любит играть в догонялки, прятки, играть с мячом, переносить предметы... Доставьте ему удовольствие — поиграйте с ним!
Бросаем ловко мячики!
Покажите малышу, как надо бросать вдаль мяч среднего размера обеими руками и маленький мяч — одной рукой, то правой, то левой. Пусть ребенок бросает вам мячи, а вы ловите их.
Обязательно похвалите малыша за ловкие броски!
Воробьи
Вы и ваш ребенок —воробьи. Попросите малыша подпрыгивать на обеих ногах. При этом держите его под мышки, а позже — за плечи лицом к себе. Затем держите малыша за одну руку и прыгайте вместе с ним.
Ну что за задорные воробушки. Просто загляденье!
Тучки -летучки
Ребенок, сидя или стоя, изображает кругообразными движениями рук над головой и движениями всего тела маленькие и большие тучи. Потом он бежит, как тучка, которую гонит по небу ветер.
Качалка
Ребенок, сидя на мягкой подстилке, сгибает ноги в коленях и обхватывает их руками. Затем с вашей помощью перекатывается в группировке в положении лежа и делает качательные движения на спине.
Маленькие ножки бежали по дорожке
Попросите малыша показать ножки, приговаривая, что ножки у него маленькие, но бегают по дорожке быстро: «Маленькие ножки бежали по дорожке». Затем взрослый говорит, что у медведя ноги большие, идет он медленно: «Большие ноги шли по дороге». Создав образы легкого и быстрого, медленного и тяжелого движения, предложите малышу в зависимости от слов припевки то бегать, то медленно вышагивать.
Зайка
Встаньте посередине комнаты и скажите: «Зайка серенький сидит и ушами шевелит. Вот так, вот так, и ушами шевелит». Затем поднесите пальцы к голове, пошевелите ими, поворачиваясь то вправо, то влево. Пусть малыш подражает вашим действиям.
Дальше продолжается рассказ и показ движений, которые повторяет ребенок. Зайка любит морковку и откусывает от нее кусочек передними зубами, нижние зубы соединяются с верхними. «Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть». Похлопайте вместе с малышом в ладоши, приговаривая: «Вот так, вот так, надо лапочки погреть». После этого скажите: «Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать». Малыш прыгает на одном месте, руки на поясе, повторяя: «Вот так, вот так, надо зайке поскакать!» Продолжайте: «Зайку волк испугал (рычите), зайка тут же убежал». Малыш убегает в другую комнату.