ПОДХОДЯЩИЕ ИГРУШКИ И ИГРЫ
По мнению психологов, к четырем годам у ребенка появляется вкус к ролевым играм. Наступает время детской посуды, наборов юного доктора и кукол и других игрушек, имитирующих предметы реальной взрослой жизни.
Обязательно приобретайте подобные игрушки для своего малыша, ведь играя в доктора или готовя обед для кукол, особенно в компании других детишек, ребенок учится важным навыкам общения и обычным бытовым умениям, примеряет на себя роли, которые ему придется исполнять в будущей взрослой жизни.
И еще... именно в этом возрасте глина, пластилин, карандаши, цветная бумага, ножницы становятся главными развивающими игрушками.
В это время малыши с удовольствием играют в разные настольные игры, например в лото или домино с картинками.
Поищите наборы для развития логического мышления и овладения навыком классификации предметов. Например, надо подобрать недостающую картинку к двум птицам или в пару к медсестре найти изображение шприца, а к расческе — изображение непричесанной девочки.
Настольные игры хороши еще и тем, что они учат детей действовать по заранее оговоренным правилам. Это важный этап подготовки к школе.
Кукольная одежда
Эта игра учит ориентироваться в цветах предметов.
Вам понадобятся картонная кукла и несколько комплектов бумажной одежды для нее: синий, красный, желтый и т. д.
Предложите ребенку принять участие в создании кукольного гардероба. Скажите ему: «Сегодня кукла хочет одеться во все красное. Подбери ей красную одежду». В другой раз кукла захочет надеть синие вещи, в третий раз — фиолетовые. Ребенок может одновременно готовить кукле одежду на сегодня и на завтра, раскладывая, например, на одном краю стола красную одежду, а на другом — оранжевую. Чтобы усложнить игру, можно включать в комплекты одежды разные оттенки одного цвета. Например, в фиолетовом комплекте вещи могут быть светло-сиреневыми, темно-лиловыми, фиалковыми. Точные названия оттенков ребенку не обязательно знать, достаточно пользоваться словами светлый, темный, яркий, бледный.
Что изменилось?
Эта игра развивает внимание.
Поставьте на стол 3—4 игрушки, дайте ребенку рассмотреть их в течение 1—2 минут. Затем попросите его отвернуться и уберите одну из игрушек. Когда малыш повернется, спросите его, что изменилось. Игру можно усложнить: увеличить количество игрушек до 5—7, ставить похожие игрушки (например, 3 игрушки из 5 — немного отличающиеся друг от друга машинки), не убирать ни одной игрушки, а поменять две из них местами и т. п.
Можно превратить эту игру в соревнование, задавая друг другу задачки по очереди.
Снежный ком
Эта игра развивает внимание и память.
В эту игру можно играть с одним ребенком или с несколькими детьми. Первый играющий называет любое слово, второй повторяет названное слово и добавляет к нему какое-нибудь свое. Следующий называет по порядку названные до него слова и добавляет к ним свое слово и т.д. Тот, кто ошибается, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается один.
Говори наоборот
Эта игра направлена на развитие мышления и воображения.
Расскажите ребенку про гномика Семена, который говорил наоборот. Предложите малышу попробовать так же. Скажите: «Я буду говорить слово, и ты тоже говори, но только наоборот, например, большой — маленький».
Можно предложить следующие пары слов: толстый — тонкий, храбрый — трусливый, сильный — слабый, веселый — грустный, больной — здоровый, светлый — темный, огонь — вода, грустный — веселый, безобразный — красивый. Можно дать и другие пары, учитывая опыт ребенка.
Покажи одинаковые предметы
Эта игра направлена на развитие мышления и воображения.
Приготовьте заранее 15 разных предметов. Например, это могут быть чашка, тарелка, хлеб, сушка, сахар, полотенце, вилка, ложка, носовой платок, кухонная дощечка, скалка, гвоздь, крючок, ключ, карандаш.
Предложите ребенку среди этих различных предметов найти: металлические (ребенок отбирает, а вы комментируете и исправляете неверные ответы детей, затем складываете вещи на место), съедобные, тяжелые, мягкие, белые, круглые, длинные, деревянные, маленькие (то есть такие, которые можно сложить в заранее приготовленную коробочку), прямоугольные, предметы, которые можно повесить на нитку и т. д.
ИГРУШЕЧНЫЙ МИР ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА
Любимая игрушка для одаренного ребенка — это один из источников интеллекта.
Пусть она будет не дорогой и роскошной, а старенькой и скромной, но любимой!
Конечно, одаренные дети с огромным удовольствием любят играть в лото, детское домино с рисунками. Они любят игры, где все должно быть по правилам. Им нравится играть со взрослыми. Кстати, занятия с нашими чудесными детишками благотворно отражаются на нашей нервной системе.
Желательно, чтобы у каждого ребенка в доме был свой игрушечный уголок, больше игр и развивающих, обучающих игрушек. Как правило, одаренным детишкам нравятся маленькие игрушки. А что скажет на это ваш ребенок?
ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК В ИГРЕ
Родителям и воспитателям следует развивать у одаренного ребенка организаторские умения. Они начинают формироваться во время освоения малышом индивидуальной игры. Если же он их не приобрел, то позже это будет сковывать его инициативу в коллективных играх. В этом процессе необходимо постепенное усложнение организационных задач в соответствии с возможностями ребенка.
Одаренные дети хорошо воспринимают четкую последовательность в организации: создание условий для игр (приготовить предметы, найти место, оборудовать его), распределение ролей и планирование содержания игры, справедливое и согласованное решение спорных вопросов.
Одаренным детям нравятся предварительные беседы о работе людей различных специальностей по тематике предстоящей игры (например, о работе врача, судьи, инженера, менеджера и т. д.), экскурсии, где они получают богатые впечатления. В результате этого дети начинают более ответственно относиться к выполнению взятой на себя роли.
Да, и помните о том, что очень важно проявлять внимание к просьбам вашего ребенка подобрать необходимые для игры предметы, к его новым неожиданным выдумкам.
Замечено, что одаренные дети четвертого года жизни очень активны. Они изобретательны в действиях с игрушками, ведут с ними деловые разговоры, говорят за них, подражают гудениям, жужжаниям, скрипам, свисту, голосам зверей. Все это носит импульсивный, эмоциональный характер.
Поэтому важно постоянно приобщать их к таким играм, в которых участвуют все дети и где каждого ребенка необходимо сделать активным участником (например, игры «День рождения куклы», «Поезд» и т. д.).
Поощряйте употребление предметов и игрушек вашим ребенком по своему желанию, независимо от их назначения. Одаренные дети этого возраста обычно сами могут выбрать тему игры, роль в ней, а потом уж подобрать игрушки. Они приглашают в игру только тех, кого хотят, сердятся, если с ними в чем-то не соглашаются, умеют организовать игровую обстановку, вносят в игру что-то новое, сразу же отбирают большую часть игрушек. Вот тут-то и нужны такие вопросы, которые бы побуждали детей находить новые варианты игры, вводить новых действующих лиц.
Имейте в виду, что в играх одаренные малыши не любят довольствоваться второстепенными ролями и иногда ведут себя эгоистично. Они часто проявляют завышенные требования, стремление к лидерству, поэтому необходимо побуждать их считаться с другими играющими. Можно использовать прием «поощрения» с последующим обсуждением ролевых действий каждого.